1 июля 2024 11:48
Вера Мухина – автор не только «Рабочего и колхозницы». К 135-летию со дня рождения знаменитого советского скульптора
Вера Игнатьевна Мухина родилась 19 июня (1 июля) 1889 года в Риге Лифляндской губернии Российской империи в семье известного коммерсанта и мецената Игнатия Кузьмича Мухина. Родители относились к купеческому сословию, предки Мухиной жили в Риге после Отечественной войны 1812 года. Семья была состоятельная: в 1937 году у Веры Игнатьевны открылось наследство в 4 миллиона латов.
Детские и девические годы (1892-1904) провела в Феодосии, куда увёз её отец, опасавшийся за здоровье дочери (Вере было два года, когда от туберкулёза умерла её мать). В Феодосии будущая художница получила первые уроки рисунка и живописи: под руководством учителя гимназии она копировала в галерее Ивана Айвазовского картины известного мариниста, писала пейзажи. Здесь она жила до 1904 года, когда умер её отец. Веру и её старшую сестру Марию приютили родственники, жившие в Курске, где Вера с отличием окончила гимназию. Затем обе девушки переехали в Москву и поселились на Пречистенском бульваре.
В 1909-1911 годах она училась в студии художника Константина Юона. В 1911 году занималась в студии авангардиста Ильи Машкова, в 1912-1914 годах – у известного французского скульптора Эмиля Антуана Бурделя в Париже.
На Рождество 1912 года, когда Вера Мухина находилась в дядином имении в Смоленской губернии, с ней произошёл несчастный случай: во время катания с горы на санках она врезалась в дерево, сучок которого отрезал ей нос. Нос пришили в смоленской больнице, но шрамы (несмотря на восемь последующих пластических операций) остались на лице Веры Мухиной на всю жизнь. К тому же лицо девушки, восстановленное французскими хирургами, стало другим: по-мужски большим, грубоватым и очень волевым. После этого о балах, которые так любила Вера, пришлось забыть.
Летом 1914 года Мухина отправилась в путешествие по Италии, где изучала скульптуру и живопись Ренессанса.
Во время Первой мировой войны (1914-1918) Вера Мухина безвозмездно работала сестрой милосердия в московском военном госпитале. В 1916 году она выходила больного тифом раненого офицера доктора Алексея Замкова, в 1918 году вышла за него замуж. В 1920 году в семье родился сын Всеволод.
В это время Мухина создала первые самостоятельные работы – "Пьета" (1916), "Памятник Освобожденному труду" (1919), "Памятник Революции" (1919), они были пластичны и показывали стремление скульптора к образу, символу.
В 1916 году по эскизам театрального модельера Александры Экстер она делала декоративное лепное обрамление сцены Камерного театра для спектакля "Фамира-Кифаред" в постановке Александра Таирова, под ее же руководством работала над театральными костюмами для спектаклей "Ужин шуток" Сема Бенелли и "Роза и крест" Александра Блока.
В 1920-х годах Мухина работала с модельером Надеждой Ламановой, которая прежде одевала царскую семью. В 1925 году Ламанова и Мухина издали альбом моделей "Искусство в быту". В том же году их пригласили представлять холщовые и льняные платья с деревянными пуговицами на Всемирной выставке в Париже, где их "крестьянская" коллекция получила Гран-при.
Как дизайнер Мухина оформляла советские павильоны на меховой и книжной международных выставках.
Как скульптор в 1920-х годах она создала работы "Пламя революции", "Юлия" и "Ветер". Большой успех имела ее скульптура "Крестьянка", которая в 1934 году экспонировалась в Венеции, затем была продана в музей Триеста, а позже попала в Ватикан.
Помимо скульптуры и дизайна в 1926-1927 годах Вера Мухина преподавала в Московском высшем художественно-промышленном училище, в 1926-1930 годах – в Высшем художественно-техническом институте.
В 1930 году Мухина вместе с супругом была арестована и освобождена только после личного вмешательства писателя Максима Горького. Причиной стал донос на мужа Мухиной – Алексея Замкова, который создал в то время первый промышленный гормональный препарат "Гравидан".
В результате Замков был выслан на три года в Воронеж, куда вместе с мужем отправилась и Мухина, хотя ей было позволено остаться в столице. В Москву супруги вернулись в 1932 году.
С 1930-х годов Мухина занималась проблемами синтеза искусств. Результатом этих поисков стала 24-метровая скульптурная группа "Рабочий и колхозница", увенчавшая советский павильон на Всемирной выставке 1937 года в Париже.
После триумфа во Франции было принято решение установить скульптуру у входа на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку, ставшую впоследствии ВДНХ СССР и ВВЦ. В середине 1940-х годов она стала эмблемой киностудии "Мосфильм".
В 1938-1939 годах Мухина работала над памятником Максиму Горькому, который был установлен в Нижнем Новгороде, в то время переименованном в город Горький.
В 1939 году она создала декоративную группу "Хлеб" для выставки "Пищевая индустрия".
В 1940-х годах Мухина много работала над станковыми бюстами ("Б.А. Юсупов" и "И.Л. Хижняк", 1942 и 1947), создала серию психологически выразительных портретов московских врачей, ученых, артистов, деятелей культуры – хирурга Сергея Юдина (1940), балерины Галины Улановой (1941), академика Алексея Крылова (1945), дирижера Евгения Мравинского (1945).
В послевоенный период Вера Мухина вновь работала над памятником Максиму Горькому, который был установлен на площади Белорусского вокзала в Москве.
В 1950 году Мухина создала многофигурную композицию "Требуем мира!", в 1950-1952 годах – скульптуру "Наука", установленную на фасаде здания Московского государственного университета.
Мухина неоднократно выступала как теоретик скульптуры, часто обращалась к новым материалам, разрабатывала технику полихромной пластики. Она была мастером широкого профиля – помимо проектов одежды и рисунки для тканей, оформления выставок она создавала промышленную графику, изделия из фарфора и художественного стекла, выполняла театрально-декорационные работы. Мухина также принимала участие в оформлении станции Московского метро "Семеновская".
С 1940 года скульптор сотрудничала с экспериментальным цехом при зеркальной фабрике в Ленинграде. По ее эскизам и методикам создавались вазы, статуэтки и скульптурные портреты.
Мухина разработала дизайн полулитровой пивной кружки для советского общепита. Также ей приписывают и авторство созданного для первых посудомоечных машин граненого стакана.
Последним творением мастера стал памятник композитору Петру Чайковскому у входа в Московскую консерваторию, который был установлен в 1954 году.
Творчество Мухиной было отмечено различными наградами и званиями. В 1943 году ей было присвоено звание «Народный художник СССР». В 1947 году она стала действительным членом Академии художеств СССР. Мухина была награждена пятью Сталинскими премиями СССР (1941, 1943, 1946, 1951, 1952).
6 октября 1953 года Вера Мухина скончалась в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище.
В 1957 году аллегорические скульптуры "Вода" (другое название "Море") и "Земля", созданные по эскизам Веры Мухиной, были установлены на аллее олимпийского комплекса "Лужники".
В Москве в сквере на пересечении улицы Пречистенки и Пречистенского переулка был открыт памятник Вере Мухиной.