Заявление Президента Российской Федерации Владимира Путина

В.Путин: Хочу проинформировать личный состав Вооружённых Сил РФ, граждан нашей страны, наших друзей во всем мире, а также тех, кто продолжает питать иллюзии о возможности нанесения стратегического поражения России, о тех событиях, которые происходят сегодня в зоне проведения СВО, а именно после применения по нашей территории дальнобойного оружия западного производства

О пике солнечной активности в 2025 году

"В целом, мы ожидаем, что войдём в будущий год примерно на текущем уровне, далее с января по март-апрель мы допускаем постепенное усиление активности на 10-20% по отношению к средним уровням 2024 года с выходом на пик в конце весны – начале лета. Пиковые значения вспышек могут быть на уровне X10. Более высокие значения на данный момент выглядят маловероятными", – рассказал учёный

Объявлен список участников этапа Гран-при по фигурному катанию в Петербурге

В мужском катании заявлены: Дмитрий Алиев, Петр Гуменник, Владислав Дикиджи, Федор Зонов, Макар Игнатов, Артем Ковалев, Глеб Лутфуллин, Александр Мельников, Андрей Мозалев, Владимир Ощепков, Семен Соловьев, Михаил Терновский

Средства ПВО за ночь уничтожили 59 БПЛА над пятью регионами России. Байден разрешил Украине стрелять по территории РФ

Вашингтон около трех дней назад проинформировал Киев о решении президента США Джо Байдена разрешить использование Украиной дальнобойного оружия для ударов по территории РФ

ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных событий на ноябрь 2024 года

22 – День сыновей (День сына)

Дальнейшее потепление в Арктике будет продолжаться до конца XXI века

Проведенный анализ позволил сделать выводы о существенном изменении климата в Арктике. Так, возросло количество выпадающих атмосферных осадков, произошел ускоренный рост температуры. Причем в ближайшие 30 лет это потепление продолжится и составит 2-3 градуса в малой зависимости от сценария выбросов парниковых газов

Похоже, порядок индексации пенсий по срокам на 2025 год изменился

Изначально планировалась двойная индексация – с февраля и с апреля, однако от этой идеи было решено пока отказаться. Вместо этого пенсии индексируют сразу с 1 января на 7,3%. С одной стороны, это хорошо – пенсионеры сразу получат повышенные выплаты. Их увеличение станет заметной нагрузкой на бюджет, но государство с такой нагрузкой справится. С другой – цены повысятся в ожидании повышенного спроса на товары

Вера Мухина – автор не только «Рабочего и колхозницы». К 135-летию со дня рождения знаменитого советского скульптора

Вера Игнатьевна Мухина родилась 19 июня (1 июля) 1889 года в Риге Лифляндской губернии Российской империи в семье известного коммерсанта и мецената Игнатия Кузьмича Мухина. Родители относились к купеческому сословию, предки Мухиной жили в Риге после Отечественной войны 1812 года. Семья была состоятельная: в 1937 году у Веры Игнатьевны открылось наследство в 4 миллиона латов.

Детские и девические годы (1892-1904) провела в Феодосии, куда увёз её отец, опасавшийся за здоровье дочери (Вере было два года, когда от туберкулёза умерла её мать). В Феодосии будущая художница получила первые уроки рисунка и живописи: под руководством учителя гимназии она копировала в галерее Ивана Айвазовского картины известного мариниста, писала пейзажи. Здесь она жила до 1904 года, когда умер её отец. Веру и её старшую сестру Марию приютили родственники, жившие в Курске, где Вера с отличием окончила гимназию. Затем обе девушки переехали в Москву и поселились на Пречистенском бульваре.

В 1909-1911 годах она училась в студии художника Константина Юона. В 1911 году занималась в студии авангардиста Ильи Машкова, в 1912-1914 годах – у известного французского скульптора Эмиля Антуана Бурделя в Париже.

На Рождество 1912 года, когда Вера Мухина находилась в дядином имении в Смоленской губернии, с ней произошёл несчастный случай: во время катания с горы на санках она врезалась в дерево, сучок которого отрезал ей нос. Нос пришили в смоленской больнице, но шрамы (несмотря на восемь последующих пластических операций) остались на лице Веры Мухиной на всю жизнь. К тому же лицо девушки, восстановленное французскими хирургами, стало другим: по-мужски большим, грубоватым и очень волевым. После этого о балах, которые так любила Вера, пришлось забыть.

Летом 1914 года Мухина отправилась в путешествие по Италии, где изучала скульптуру и живопись Ренессанса.

Во время Первой мировой войны (1914-1918) Вера Мухина безвозмездно работала сестрой милосердия в московском военном госпитале. В 1916 году она выходила больного тифом раненого офицера доктора Алексея Замкова, в 1918 году вышла за него замуж. В 1920 году в семье родился сын Всеволод.

В это время Мухина создала первые самостоятельные работы – "Пьета" (1916), "Памятник Освобожденному труду" (1919), "Памятник Революции" (1919), они были пластичны и показывали стремление скульптора к образу, символу.

В 1916 году по эскизам театрального модельера Александры Экстер она делала декоративное лепное обрамление сцены Камерного театра для спектакля "Фамира-Кифаред" в постановке Александра Таирова, под ее же руководством работала над театральными костюмами для спектаклей "Ужин шуток" Сема Бенелли и "Роза и крест" Александра Блока.

В 1920-х годах Мухина работала с модельером Надеждой Ламановой, которая прежде одевала царскую семью. В 1925 году Ламанова и Мухина издали альбом моделей "Искусство в быту". В том же году их пригласили представлять холщовые и льняные платья с деревянными пуговицами на Всемирной выставке в Париже, где их "крестьянская" коллекция получила Гран-при.

Как дизайнер Мухина оформляла советские павильоны на меховой и книжной международных выставках.

Как скульптор в 1920-х годах она создала работы "Пламя революции", "Юлия" и "Ветер". Большой успех имела ее скульптура "Крестьянка", которая в 1934 году экспонировалась в Венеции, затем была продана в музей Триеста, а позже попала в Ватикан.

Помимо скульптуры и дизайна в 1926-1927 годах Вера Мухина преподавала в Московском высшем художественно-промышленном училище, в 1926-1930 годах – в Высшем художественно-техническом институте.

В 1930 году Мухина вместе с супругом была арестована и освобождена только после личного вмешательства писателя Максима Горького. Причиной стал донос на мужа Мухиной – Алексея Замкова, который создал в то время первый промышленный гормональный препарат "Гравидан".

В результате Замков был выслан на три года в Воронеж, куда вместе с мужем отправилась и Мухина, хотя ей было позволено остаться в столице. В Москву супруги вернулись в 1932 году.

С 1930-х годов Мухина занималась проблемами синтеза искусств. Результатом этих поисков стала 24-метровая скульптурная группа "Рабочий и колхозница", увенчавшая советский павильон на Всемирной выставке 1937 года в Париже.

После триумфа во Франции было принято решение установить скульптуру у входа на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку, ставшую впоследствии ВДНХ СССР и ВВЦ. В середине 1940-х годов она стала эмблемой киностудии "Мосфильм".

В 1938-1939 годах Мухина работала над памятником Максиму Горькому, который был установлен в Нижнем Новгороде, в то время переименованном в город Горький.

В 1939 году она создала декоративную группу "Хлеб" для выставки "Пищевая индустрия".

В 1940-х годах Мухина много работала над станковыми бюстами ("Б.А. Юсупов" и "И.Л. Хижняк", 1942 и 1947), создала серию психологически выразительных портретов московских врачей, ученых, артистов, деятелей культуры – хирурга Сергея Юдина (1940), балерины Галины Улановой (1941), академика Алексея Крылова (1945), дирижера Евгения Мравинского (1945).

В послевоенный период Вера Мухина вновь работала над памятником Максиму Горькому, который был установлен на площади Белорусского вокзала в Москве.

В 1950 году Мухина создала многофигурную композицию "Требуем мира!", в 1950-1952 годах – скульптуру "Наука", установленную на фасаде здания Московского государственного университета.

Мухина неоднократно выступала как теоретик скульптуры, часто обращалась к новым материалам, разрабатывала технику полихромной пластики. Она была мастером широкого профиля – помимо проектов одежды и рисунки для тканей, оформления выставок она создавала промышленную графику, изделия из фарфора и художественного стекла, выполняла театрально-декорационные работы. Мухина также принимала участие в оформлении станции Московского метро "Семеновская".

С 1940 года скульптор сотрудничала с экспериментальным цехом при зеркальной фабрике в Ленинграде. По ее эскизам и методикам создавались вазы, статуэтки и скульптурные портреты.

Мухина разработала дизайн полулитровой пивной кружки для советского общепита. Также ей приписывают и авторство созданного для первых посудомоечных машин граненого стакана.

Последним творением мастера стал памятник композитору Петру Чайковскому у входа в Московскую консерваторию, который был установлен в 1954 году.

Творчество Мухиной было отмечено различными наградами и званиями. В 1943 году ей было присвоено звание «Народный художник СССР». В 1947 году она стала действительным членом Академии художеств СССР. Мухина была награждена пятью Сталинскими премиями СССР (1941, 1943, 1946, 1951, 1952).

6 октября 1953 года Вера Мухина скончалась в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

В 1957 году аллегорические скульптуры "Вода" (другое название "Море") и "Земля", созданные по эскизам Веры Мухиной, были установлены на аллее олимпийского комплекса "Лужники".

В Москве в сквере на пересечении улицы Пречистенки и Пречистенского переулка был открыт памятник Вере Мухиной.

 

 


Назад