7 июля 2015 15:59
Рост смертности в России и в Мурманской области вызван системными ошибками медицинских чиновников
Группа экспертов Комитета гражданских инициатив подготовила доклад «Основные положения стратегии охраны здоровья населения РФ на период 2013-2020гг.». В документе анализируется ситуация, сложившаяся в российской системе здравоохранения, и предлагаются пути решения существующих проблем.
Руководил работой доктор медицинских наук, профессор, член бюро исполкома Пироговского движения врачей, вице-президент Российской медицинской ассоциации, член президиума Национальной медицинской палаты, член Комитета гражданских инициатив Юрий Комаров.
Предлагаем вашему вниманию резюме (в сокращении) аналитического материала о причинах повышенной смертности населения России и первоочередных мерах по ее снижению.
«Президент РФ Владимир Путин недавно поставил задачу разобраться в причинах роста смертности в 1 квартале 2015 года. Беспокойство руководства страны «необъяснимым» ростом смертности вполне понятно. На протяжении последних двух десятилетий Россия несет значительные демографические и социально–экономические потери, обусловленные высокой смертностью и болезненностью населения в трудоспособном возрасте. Они оказывают значительное влияние не только на продолжительность жизни, но и на обеспеченность общества рабочей силой, демографическую нагрузку, производство, а также благосостояние граждан.
Сравнение ситуации в России и в СНГ, странах Восточной и Западной Европы в части величины стандартизованного по возрасту показателя смертности, к сожалению, оказывается далеко не в нашу пользу. За последние 4 года мы рассчитали среднегодовой рост показателя ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ) по России и всем европейским странам. И хотя по величине этого прироста Россия занимает 3-е место среди 57 стран Европы, его темпы настолько малы, что Португалию мы догоним только через 71 год. И то, если ОПЖ там не будет расти. Словению – через 67 лет. Даже с Белоруссией сравняемся только через 5 лет.
Для того, чтобы оценить наши перспективы более детально, сравним в динамике реальные успехи России в процессе снижения смертности по возрастам и по укрупненным группам причин.
Исключительно неблагоприятная ситуация сложилась в наиболее активных и трудоспособных возрастах 20-59 лет. А наибольший рост количества умерших в возрастах 25-49 лет (в 4-5 раз) произошел не от сердечно-сосудистых заболеваний и новообразований, не от травм и других внешних причин, а от заболеваний, которые рассматриваются ВОЗ как характерные преимущественно для слаборазвитых и развивающихся стран. Анализ зависимости показателя ожидаемой продолжительности жизни от общих затрат на здравоохранение по всем европейским странам свидетельствует о том, что здравоохранение в РФ неэффективно и оно развивается совсем по другим законам. Рост смертности населения России, наблюдающийся в 2015 году, является результатом не случайных колебаний, а происходит вследствие системных ошибок руководства отрасли здравоохранения.
Смертность в стране не уменьшается, напротив, она растет и уже превысила 14 случаев на 1000 человек, что почти в 2 раза выше, чем 50 лет тому назад. Правда, ситуация со смертностью стала ухудшаться не сейчас, а с начала 1990-х годов, когда произошло ухудшение социально-экономических условий жизни, а также начались деструктивные изменения в здравоохранении. Судя по смертности за первый квартал 2015 года, в России за этот год умрет более 2 миллионов человек. Особенно социально значима смертность в трудоспособном возрасте 35-44 года.
Ее увеличению есть два основания. Первое, которым регулярно прикрываются чиновники от медицины, является далеко не определяющим для роста смертности. Это увеличение средней продолжительности ожидаемой жизни (СПЖ), и рост числа пожилых людей, на долю которых приходятся самые значительные коэффициенты смертности (84% у женщин и более половины у мужчин). Рождаемость, а также миграция не спасут нас от депопуляции, поскольку доля высокой смертности в этом процессе составляет 65%, а на низкую рождаемость приходится всего 35%. Однако главные причины роста смертности обусловлены серьезными просчетами в проводимой в последние годы политике в сфере здравоохранения. Они обусловлены некомпетентностью руководства в организации системы охраны здоровья и территориальной организации медицинской помощи. О наличии именно этих причин, в частности, свидетельствуют стандартизованные показатели смертности, устраняющие влияние возрастного фактора.
Действительно, в росте смертности от ряда острых и недегенеративных заболеваний – острые респираторные инфекции, грипп, пневмонии и их осложнения и других – при отсутствии превышений среднестатистических сезонных уровней и их эпидемиологических порогов, в росте внутрибольничной летальности и смертности на дому после выписки никак не проявляются возрастные особенности. Хотя пожилым чаще других отказывают в госпитализации. И тут со статистикой, озвученной Счетной палатой и ВОЗ, не поспоришь.
Казалось бы, государство стало больше уделять внимания здравоохранению. Функционировал соответствующий национальный проект. На модернизацию здравоохранения впервые были выделены огромные деньги, однако в больницах люди стали умирать чаще, хотя, ожидалось, что будет наоборот. Уровень госпитализации в стране не соответствует потребностям и неуклонно снижается. Значительные территориальные различия в стоимости отдельных видов медицинской помощи – в несколько раз – говорят об отсутствии единой политики в сфере здравоохранения страны. Ухудшает ситуацию снижающаяся доля расходов на здравоохранение в ВВП. В то время как затратность медицинской помощи непрерывно возрастает. И хотя, как известно, общая смертность зависит от социально-экономических условий жизни, предотвратимая ее часть, к которой полностью относится произошедший в 2015 году рост смертности, целиком зависит от организации медицинской помощи. Чем ниже будет доступность этой помощи, тем ниже будет регистрируемая заболеваемость и тем выше смертность.
Отмеченные ранее просчеты и ошибки обусловлены, главным образом, негласным переводом здравоохранения из социальной сферы в экономическую. В результате значительно выросли объемы платных медицинских услуг, многие из которых совершенно легко заменяют бесплатные. Обозначенная в Конституции РФ бесплатность медицинской помощи фактически таковой не является. Затраты населения в этой сфере постоянно растут, больные тратят на лекарства в 2 раза больше, чем ОМС и бюджет вместе взятые.
Наиболее высокие показатели смертности в средних и пожилых возрастах отмечаются в малых населенных пунктах. Значительному снижению доступности помощи, и, соответственно, росту смертности, способствовали ликвидация огромного числа медицинских учреждений и укрупнение некоторых из них. На 90 тысяч сократилось число медицинских кадров при их серьезном дефиците, нагрузка на врачей растет, базисная зарплата не возрастает. Особенно большое число медицинских учреждений были закрыты в малых городах, в малых населенных пунктах и на селе, что из-за значительных расстояний делает для их жителей медицинскую помощь недоступной.
И ранее эти медицинские учреждения, включая роддома, были экономически невыгодными. Но тогда отчетливо понимали, что не экономика и деньги играют в здравоохранении первостепенную роль, а разумная целесообразность, основанная на потребностях населения в различных видах медицинской помощи, которые уже свыше 30 лет не определялись, поскольку соответствующие научные разработки не были нужны Минздраву РФ. В результате и программы госгарантий, и программы ОМС не имеют достаточного научного обоснования.
Не улучшает положение и продолжающееся нерациональное расходование государственных средств. Деньги в прямом смысле вбухиваются в тыловые медицинские учреждения, в которые при нормальной организации этапной медицинской помощи должно поступать не более 0.05-0.1% всех пациентов. Во всем мире вектор развития направлен в прямо противоположную сторону.
Нет также понимания того, что здравоохранение – это система социального выравнивания, поскольку перед лицом болезни и смерти все абсолютно равны. Что здравоохранение предназначено для пациентов, а не наоборот. Что ведущим звеном системы охраны здоровья и медицинской помощи является правильно организованная первичная медико-санитарная помощь (ПМСП). Что в основе организации медицинской помощи находится система «пациент-врач», а все остальное – это обеспечивающие и не должные мешать надстройки.
В росте смертности в целом виновны не врачи и медсестры, а чиновники от медицины и проводимая ими политика. Не только в малых, но практически и в средних городах РФ невозможно организовать конкуренцию медицинских учреждений как необходимого атрибута для наполовину рыночной системы ОМС в силу их малочисленности, особенностей размещения и ликвидации многих учреждений. Если следовать логике развития ОМС и организации конкуренции, то 98% медицинских учреждений полностью или частично должны быть закрыты. В больших городах, например, в Москве, произошло объединение и укрупнение разных медицинских учреждений, сопровождаемое значительным и неоправданным сокращением коек и медперсонала - при имеющемся его дефиците. Все это значительно снизило доступность медицинской помощи и привело к протестам врачей и пациентов. В результате выросли размеры самолечения и стала пополняться непонятная западному обывателю домашняя аптечка.
Вызывает большие сомнения правильность понимания государственно-частного партнерства в здравоохранении. Если к серьезным просчетам – некоторые из них указаны выше – в организации медицинской помощи добавить сложности с лекарственным обеспечением, недостаточный уровень качества лекарств, неразвитость паллиативной медицинской помощи и т.д., то станут понятными вполне очевидные главные причины роста смертности в стране. Все это также имеет непосредственное отношение к преждевременной и предотвратимой смертности населения, поскольку не на все причины смерти можно по большому счету влиять.
Что же делать сегодня и на перспективу?
Ответы содержатся в обоснованной Стратегии охраны здоровья, разработанной группой экспертов Комитета гражданских инициатив, альтернативы которой пока нет. Кстати, с этой Стратегией уже ознакомились свыше 160 тысяч человек, она прошла серию обсуждений, и возражений никаких не было. Напротив, все считают, что именно так и надо делать».
Как же отреагировало Министерство здравоохранения России на доклад КГИ о росте смертности?
Минздрав, комментируя сообщение Комитета гражданских инициатив о том, что системные ошибки министерства якобы привели к росту смертности в России в начале 2015 года, заявил, что коллеги из КГИ не обладают необходимой информацией.
"В связи с сообщениями СМИ о том, что Комитет гражданских инициатив считает причинами роста смертности в начале 2015 года системные ошибки Минздрава, Минздрав России сообщает следующее… Судя по тем тезисам доклада, коллеги не в полной мере обладают необходимой информацией о ситуации в системе здравоохранения", – сообщается на сайте Минздрава.
"Авторы доклада указывают на рост смертности, однако следует особо подчеркнуть, что по итогам мая 2015 года уже зафиксировано снижение числа умерших по отношению к маю прошлого года… примерно на 10 000 человек", – отмечается в сообщении.
Ранее пресс-секретарь Минздрава РФ Олег Салагай заявлял журналистам, что смертность населения в России снизилась в мае 2015 года на 5,9% по сравнению с маем 2014 года. По словам Салагая, положительная динамика связана, прежде всего, с оперативно принятыми Минздравом РФ мерами по осуществлению мониторинга основных причин смертности населения в регионах.
А какова статистика смертности по Мурманской области?
На днях в Правительстве Мурманской области состоялось первое заседание межведомственной комиссии по реализации мер, направленных на снижение смертности населения. На заседании прозвучали следующие цифры.
По состоянию на 1 июня 2015 года отмечен рост относительного показателя смертности населения Мурманской области на 4,4% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Анализ причин смертности в январе-мае 2015 года показал, что основными причинами смерти являлись болезни системы кровообращения – 58,5%; новообразования – 14,8%; внешние причины – 9,4%; болезни органов пищеварения – 6,1%; болезни органов дыхания – 2,1%; инфекционные заболевания – 1,2%.
При этом отмечается снижение относительного показателя смертности населения в Терском, Ловозерском, Ковдорском районах и городах – Кировске и Полярных Зорях.
Также на заседании межведомственной комиссии был отмечено снижение показателя смертности от новообразований на 0,2%, кроме того, в январе-мае 2015 года отмечено снижение смертности среди населения Мурманской области от болезней органов дыхания по сравнению с аналогичным периодом 2014 года на 8,7%.
В то же время относительный показатель смертности от туберкулеза составил 7,6, что несколько выше показателя за аналогичный период 2014 года в Мурманской области, но ниже на 24,7% среднего показателя по Российской Федерации.
Для дальнейшего снижения смертности населения Министерство здравоохранения Мурманской области реализует ряд программных мероприятий. Среди них – текущий анализ динамики и причин смертности населения региона, плановые и внеплановые проверки медицинских организаций. В целях мониторинга реализации мероприятий, направленных на снижение смертности населения, региональный Минздрав еженедельно проводит видеоселекторные совещания со специалистами медицинских организаций области.
С целью оценки правильности и своевременности постановки диагноза на амбулаторном и стационарном этапах, соблюдения маршрутизации пациентов в медицинские организации региона, исполнения клинических протоколов, порядков и стандартов медицинской помощи, в рамках ведомственного контроля качества проведен анализ медицинских документов. По результатам анализа определена структура системных дефектов в организации оказания медицинской помощи, разработаны и направлены в учреждения здравоохранения рекомендации по их устранению.
Еще одно направление работы – обеспечение учреждений здравоохранения Мурманской области квалифицированными медицинскими кадрами. Работа в этой сфере ведется по нескольким направлениям – повышение квалификации медицинских работников, целевое направление на обучение, привлечение в муниципальные районы, в том числе удаленные, врачей необходимых специальностей, обеспечение их жильем. За три года удалось полностью обеспечить медицинскими кадрами – врачами и фельдшерами все 17 лечебно-профилактических и амбулаторных учреждений 11 городских и сельских поселений Кольского района.
Кроме того, ведется планомерная работа по привлечению ОМСУ, общественных объединений, СМИ для информирования населения по вопросам диспансеризации, иммунизации, пропаганды здорового образа жизни.
Об этом сообщило Министерство здравоохранения Мурманской области.
Если соотнести очередной парадный доклад регионального минздрава с выводами специалистов КГИ, то очевидно, что Минздрав Мурманской области, как и Минздрав РФ, силен, пожалуй, в одном – в статистике: скрупулезно подсчитано, сколько человек и от какой болезни умерли. Да, и совещаний много проводится. А о принимаемых реальных мерах по организации помощи заболевшим, по сокращению смертности – как-то очень туманно и витиевато.
Михаил Демин, член Союза журналистов России.