22 марта 2015 21:59
Скандал в сборной России по биатлону: спортсмены не хотят работать с главным тренером
Группа биатлонистов мужской сборной России приняла совместное решение перестать тренироваться со старшим тренером команды Александром Касперовичем и сформировать отдельную команду под руководством другого специалиста.
Об этом спортсмены заявили журналистам под занавес международного сезона, на заключительном этапе Кубка мира в Ханты-Мансийске. По ходу сезона спортсмены неоднократно упоминали некоторые просчеты в подготовке, однако ни разу не критиковали тренерский штаб или кого-либо из специалистов и не выражали желания уйти на самоподготовку.
Ханты-мансийский бунт
Первые нотки протеста спортсменов появились в субботу, когда Дмитрий Малышко после гонки преследования признал сезон провальным для себя. "В целом сезон получился для меня провальным, я очень недоволен. Его нельзя оправдать никакими гонками, не буду этого скрывать. Я не думал, что могу находиться в таком состоянии. Проблема была в подготовке. Возможно, я буду рассматривать вариант ухода на самоподготовку. Мы говорили с Антоном (Шипулиным), но я не пойду в их группу. У них она своя. Зачем что-то ломать? Возможно, будет какая-то своя группа. Просто когда готовятся по 10-15 человек, результата ждать не стоит", – заключил Малышко.
В воскресенье о конфликте более подробно рассказал журналистам Евгений Гараничев, который сформулировал мысль, что отказывается от сотрудничества с Касперовичем. "Я дальше буду тренироваться уже не с Александром Владимировичем, а с другим тренером. Не индивидуально, а с ребятами, с Димой (Малышко) и другими. Мы уходим тренироваться отдельно. Это еще неизвестно, с кем будем работать, есть время решить. Приняли решение, но еще не обсуждали его ни с кем", – сказал Гараничев после гонки.
"У нас есть свое мнение, что сезон получился довольно-таки сложным. Надо просто делать какие-то выводы по сезону. Мы сделали вывод для себя. Мне некомфортно с Александром Владимировичем тренироваться. Методика не подходит. Это решение было принято по всему сезону, не только после чемпионата мира. Мы с Касперовичем разговаривали, он сказал, что никого не держит, и мы можем сами выбирать, с кем тренироваться, он никого не хочет "тянуть" за собой", – добавил спортсмен.
Присоединился к критике и Тимофей Лапшин. "Есть разговоры, что у нас будет группа подготовки. Это все будет обсуждаться на тренерском совете. Мы свое мнение высказали – что нас не устраивает, что хотелось бы видеть в подготовке. Мы хотим, чтобы с нами был диалог со стороны тренеров. Мы хотим, чтобы совместно обсуждалась подготовка конкретно каждого спортсмена. У нас был разговор только в одну сторону. Мы что-то предлагаем, а тренер говорит – нет, надо сделать так и так. Хочется, чтобы и мы доверяли тренерам, и чтобы тренеры доверяли нам", – сказал биатлонист, добавив, что проблему спортсмены обсудили с президентом СБР Александром Кравцовым.
Максим Цветков накануне недвусмысленно высказался на своей страничке в "Твиттере", что нужно "подождать тренерского совета". Вопрос подготовки сборной, очевидно, станет главным на повестке дня в Тюмени.
Кто виноват?
На поверхности одна главная причина недовольства биатлонистов – отсутствие ожидаемых результатов в сезоне. С чемпионата мира команда Касперовича привезла одно серебро, завоеванное лидером сборной Антоном Шипулиным. Биатлонист готовился к сезону самостоятельно под руководством личного тренера Андрея Крючкова. К слову, в женской команде единственную медаль завоевала Екатерина Юрлова, которая также не присутствовала на централизованной подготовке, а тренировалась под руководством отца Виктора Юрлова и бывшего тренера сборной Анатолия Хованцева.
Эту мысль попытался сформулировать Лапшин. "Я видел, как проходят тренировки у спортсменов других стран. Один на велосипеде, другой на роллерах, третий еще что-то. Видимо, советуются и приходят к какому-то мнению, а не так, чтобы всех под одну гребенку", – сказал биатлонист.
Мысль о реформировании централизованной подготовки в субботу высказал и губернатор Тюменской области, член правления СБР Владимир Якушев. "В плане подготовки появилось достаточно много вопросов, над которыми надо работать дальше. Мне кажется, все сегодня пришли к тому, что надо больше экспериментировать. Это направление, когда мы стараемся загнать спортсменов в одну команду, наложить трафарет подготовки на всех, ведет к тому, что на главных стартах мы получаем не те результаты, на которые рассчитывали. И самое главное, что возможности альтернативы практически отсутствуют", – сказал он.
"Потому что одна и та же предсезонная подготовка, одна и та же подводка. Если мы допустили ошибку, вся команда в такой форме и находится, – продолжил губернатор. – Мне кажется, пришло время серьезных экспериментов. Я имею в виду индивидуальную подготовку. Пример Шипулина и Юрловой в этом году показал, что здесь мы получили то, чего хотели. Думаю, что сегодня надо разговаривать о том, чтобы иметь группы А и Б, чтобы иметь альтернативу".
Он отметил, что Шипулин продемонстрировал свою готовность работать самостоятельно, не все спортсмены могут с этим справиться. "Но если уж спортсмены готовы, считаю, что когда мы такого человека держим в команде, мы работаем ему в ущерб. Поэтому здесь не надо бояться экспериментировать. Это моя точка зрения", – резюмировал Якушев.
Дисциплина будет
Однако, как выяснилось, никто из спортсменов еще не успел пообщаться с Касперовичем на эту тему. "Не знаю насчет конфликта. Никто мне ничего не говорил, и никакого конфликта у нас не было и нет в команде. То, что спортсмены говорят журналистам – пусть скажут мне. У нас есть нормальный диалог. Не могу сказать, почему они так говорят. Почему-то, когда результаты были – никаких проблем не было, и диалог был. Как только начался чемпионат мира… Не хочу делать какие-то выводы, сегодня встречусь с командой, все обсудим", – сказал Касперович в воскресенье.
"То, что (кому-то) не нравится, что у нас есть дисциплина в команде – она будет! Хотят или не хотят – дисциплина будет. Хотят они управлять командой? Не будут. Сегодня узнал, что они встречались с президентом Союза биатлонистов России. Думаю, это любому тренеру было бы неприятно", – продолжил он. "У нас были хорошие доверительные отношения. Когда такая ситуация – это абсолютно неправильно. Надо прийти и поговорить. Никакого отдаления не было. Они начали "раскачивать" команду на чемпионате мира, когда не пошли ожидаемые результаты, не было медалей", – добавил специалист.
Ответил тренер и Лапшину. "С Тимофеем вообще очень сложно работать. Он сам себе на уме. Может, это некорректно по отношению к нему… Но он считает, что если он решил взять кривые палки, которые еще не апробированы… Мы ему доказывали – и я, и Андрей Крючков – что не надо этого делать. Попробуй, протестируй, но тогда, когда есть возможность. Или по лыжам – он заключил контракт с норвежским производителем на четыре года. "Это мое личное дело", – такие у него резкие ответы", – сказал Касперович.
Специалист добавил, что с Гараничевым у него не было недопонимания и конфликтов. "С Женей проблем не было никаких. Он работал по всей программе с первого сбора, в плане подготовки к нему не было ни одного замечания. Что, он не прогрессировал? Очень сильно прогрессировал – и в стрельбе, и функционально", – заметил специалист.
Дмитрий Малышко также говорил в субботу, что размышляет над вариантом самоподготовки. "Задача в этом году стояла – формирование команды. Не забывайте, что у нас ушел Женя Устюгов, ушел один из перспективных молодых биатлонистов Саша Логинов. Это достаточно серьезная потеря. После Олимпиады Малышко было очень сложно, хотя он работал в полную силу по мере возможности. Конечно, на первом сборе ему было тяжело, потому что он пропустил какое-то время, хотя всем доказывает, что тренировался в мае и не болел. Зачем лукавить Диме?" – добавил тренер.
В свою очередь президент СБР Александр Кравцов демократично подчеркнул, что ситуация потребует тщательного анализа, и только после этого будут приняты какие-либо решения. "В воскресенье утром у меня состоялась встреча со спортсменами, на которой ребята изложили свои аргументы и пожелания относительно подготовки к следующему сезону. Днем ранее на эту же тему я общался со старшим тренером сборной. Позиция обеих сторон мне совершенно понятна. Однако все кадровые и тактические решения будут приняты на тренерском совете, который состоится 31 марта в Тюмени", – заявил Кравцов.
Со слов руководителя российского биатлона, так и получается – кульминация конфликта придется на тренерский совет.
Что делать?
Лидер команды Антон Шипулин не остался в стороне, отметив, что биатлонистам нужно сейчас успокоиться и "не пороть горячку", критикуя Касперовича, а спокойно все обсудить с тренерами.
"Давайте мы этот разговор отложим на тот момент, когда пройдет тренерский совет в Тюмени. Ребят можно понять – они недовольны результатом. Сейчас нельзя пороть горячку. Нужно все проанализировать. Я не могу сказать плохого слова про Касперовича, но и не стану говорить, что ребята во всем неправы. Всем нужно успокоиться. Я вижу напряги и недовольство, но я старался ребят успокоить, чтобы они не злились", – сказал Шипулин, отвечая на вопрос о причинах конфликта в сборной России.
"Да, я тоже в свое время уходил от Николая Лопухова, но у нас был тогда открытый конфликт. Думаю, что и я в свое время был в чем-то неправ, когда конфликтовал с Лопуховым", – добавил биатлонист. "Никаких претензий по совместной работе с Касперовичем у меня с (тренером) Андреем Крючковым нет. Мы все обязательства друг перед другом в этом сезоне исполняли", – отметил Шипулин.
Воскресным вечером в Ханты-Мансийске соберется вся команда, чтобы обсудить ситуацию, пообещал Касперович. "Это не моя личная команда, она государственная, я не могу сказать: "Возьмите и уйдите!" Но каждый спортсмен имеет полное право на самоподготовку, если он считает, что регион его будет обеспечивать, а личный тренер напишет методику. Я разве могу его остановить?– сказал Касперович. – Сегодня однозначно будет собрание, мы закончили сезон. Я приглашу президента СБР, чтобы мы все вместе поговорили. Думаю, что мы найдем точки соприкосновения".
"Мы выполнили из программы подготовки к Олимпиаде, которую я запланировал, только первый этап. Если меня утвердят на тренерском и экспертном советах, буду продолжать работу", – резюмировал Касперович.