12 октября 2024 10:37
Ролан Быков – талантливейший актер и режиссер, «король запрещенных фильмов»
Ролан Антонович Быков – советский и российский актёр и режиссёр театра и кино, сценарист, педагог, народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР, Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых и Премии Президента РФ. Выдающийся актёр, один из лучших в истории режиссёров детского кино, мыслитель, общественный деятель.Организатор Первого Московского международного фестиваля кино- и телефильмов для детей и юношества (1989).
Ролан Антонович Быков родился 12 октября 1929 года в Киеве. Родители назвали его в честь Ромена Роллана, перепутав имя и фамилию писателя. При этом в паспорте и во всех документах он был ошибочно записан как Роланд Анатольевич Быков (хотя реально являлся Роланом Антоновичем). Дата рождения также не верно указана в паспорте – 12 ноября 1929 года. Во многих справочниках указано, что Быков родился в Москве, однако запись о рождении сделана в Киеве, а сам артист и его брат говорили, что в Москву семья переехала из Киева в 1934 году.
В 1937-1941 годах учился в московской средней школе № 579. С 1939 года занимался в театральной студии «Родник» Городского дома пионеров под руководством Ольги Лариной, вместе с Александром Миттой, Игорем Квашой, Владимиром Андреевым и другими. С началом Великой Отечественной войны его, мать и брата эвакуировали в Йошкар-Олу; отец ушёл добровольцем на фронт. В 1941-1943 годах учился в Йошкар-оле, затем семья вернулась в Москву, и в 1947 году Быков окончил среднюю школу.
В подал документы одновременно во ВГИК, ГИТИС и в Школу-студию МХАТ, и везде получил отказ из-за роста (158 см) и дикции. В том же году поступил в Высшее театральное училище имени Б.В. Щукина при театре Вахтангова, параллельно в 1949-1950 годах руководил драматическим коллективом Московского завода «Сангигиена».
В 1951-1959 годах служил актёром и режиссёром Московского театра юного зрителя, в котором работали будущие знаменитые актёры и режиссёры Олег Ефремов, Анатолий Эфрос, Георгий Товстоногов и Михаил Шатров. Одновременно был актёром Московского драматического театра (1951-1952), руководил театральной студией Бауманского Дома культуры (1951-1953), работал внештатным корреспондентом детской редакции Центрального телевидения и редактором отдела сатиры и юмора Радиокомитета Москвы (1953-1959).
С 1957 по 1959 год без санкции властей стал организатором и главным режиссёром Студенческого театра МГУ, где, в частности, начинали Ия Саввина и Алла Демидова. Несмотря на опасность подобного самоуправства, Быков понадеялся на несогласованность действий советских инстанций: «Я решил, что как-нибудь проскочу: ЦК подумает, что МГК разрешил, МГК посчитает, что это дело комсомола, комсомол спишет на профсоюзы. Главное, чтобы красную ленточку Яблочкина перерезала». Знаменитая актриса Александра Яблочкина действительно участвовала в открытии театра и своим присутствием узаконила существование театра, который вскоре стал яркой и полноправной частью театрального мира Москвы.
В 1959-1960 годах являлся главным режиссёром Ленинградского театра имени Ленинского комсомола, однако вскоре решил полностью посвятить себя кино. К этому времени успел заявить о себе ролью Акакия Акакиевича в дебютной постановке Алексея Баталова «Шинель» (1959).
На протяжении последующих тридцати лет Быков работал на киностудии «Мосфильм». Сыграл более ста ролей. Обладая широким актёрским диапазоном, особенно прославился как яркий характерный комедийный актёр. Снялся во многих фильмах, со временем ставших культовыми («Я шагаю по Москве» Г. Данелии, «Большая перемена» и «По семейным обстоятельствам» А. Коренева, «Приключения Буратино» и «Про Красную Шапочку» Л. Нечаева). В то же время Быков исполнял и драматические роли, раскрывающие иную грань его таланта. К таковым относятся скоморох («Андрей Рублёв» А. Тарковского), Ефим Магазаник («Комиссар» А. Аскольдова), актёр Савушкин («Мёртвый сезон» С. Кулиша), красноармеец Карякин («Служили два товарища» Е. Карелова), командир Локотков («Проверка на дорогах» А. Германа), профессор Ларсен («Письма мёртвого человека» К. Лопушанского), Хрущёв («Серые волки» И. Гостева).
Быкова в кинематографе называли королём запрещённых картин. Фильм Александра Аскольдова «Комиссар», в котором Быков играл главную мужскую роль еврея Магазаника, пролежал «на полке» 20 лет. Цензура требовала от Алексея Германа заменить Быкова в фильме «Проверки на дорогах». Из-за категорического отказа режиссёра, фильм не выходил на экраны 15 лет.
В качестве режиссёра поставил порядка десяти фильмов для детей и юношества. Большой резонанс вызвала картина «Чучело» (1983), выход которой Быков долго «пробивал». Руководство Госкино требовало перемонтировать фильм, автор был обвинён в клевете на советскую школу. Тем не менее, во время перестройки картина была удостоена Государственной премии СССР. После её выхода Быков перенёс инфаркт.
В 1986-1990 годах был секретарём обновлённого Союза кинематографистов СССР. Являлся академиком Российской академии кинематографических искусств «Ника».
Занимался преподавательской деятельностью на Высших курсах сценаристов и режиссёров, в 1986-1996 годах вёл режиссёрскую мастерскую.
В 1960-х годах драматург Леонид Зорин написал пьесу «Медная бабушка», сюжет которой построен вокруг попыток уставшего от безденежья Пушкина продать принадлежащую семейству Гончаровых статую Екатерины II. Режиссёру-стажёру Михаилу Козакову в 1971 году было поручено поставить пьесу во МХАТе, руководителем которого недавно стал Олег Ефремов. На главную роль пригласили не служившего в театре Ролана Быкова. «Когда совет старейшин в присутствии пушкинистов Т.Г. Цявловской, Н.Я. Эйдельмана, В.С. Непомнящего, И.Л. Файнберга обсуждал прогон „Медной бабушки“, мне стало просто страшно», – пишет в «Актёрской книге» Михаил Козаков. Помимо них спектакль принимали чиновники министерства культуры СССР во главе с заместителем министра. Заместитель министра в тот же день доложил министру, что во МХАТе произошло ЧП, надругательство над национальной святыней. Министр культуры Екатерина Фурцева на следующий день прибыла в театр и, как вспоминал Михаил Козаков, заявила: «При чём здесь Ролан Быков? Товарищи дорогие, он же просто урод!». В результате спектакль был закрыт.
В марте 1989 года в Москве впервые в истории прошёл Международный кинофестиваль художественных и анимационных фильмов для детей под девизом «Мир и любовь – детям планеты». Идея фестиваля принадлежала Быкову, ставшему главным организатором кинопраздника. Помимо профессионального международного жюри на фестивале работало полноправное детское жюри. В рамках фестиваля было показано 150 фильмов из 42 стран мира. С приветственным посланием к участникам фестиваля обратился Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачёв. Фестиваль стал значимым событием в культурной жизни Советского Союза, получившим международный отклик.
С 1986 по 1989 года был художественным руководителем творческого объединения (мастерской) детских и юношеских фильмов «Юность» при киностудии «Мосфильм», с 1989 по 1992 год – директором Всесоюзного Центра кино и телевидения для детей и юношества, а в 1992-1998 годах – создателем и президентом Международного Фонда развития кино и телевидения для детей и юношества («Фонд Ролана Быкова»). В 1989 году включился в политическую жизнь, став народным депутатом СССР (Съезд распущен в 1991 году). На выборах в Государственную думу 1995 года вместе с Ириной Хакамадой и Владимиром Джанибековым возглавил избирательный блок «Общее дело», но не преодолел пятипроцентный барьер.
Был членом коллегии Государственного комитета Российской Федерации по кинематографии.
В последние годы пытался снять картину «Портрет неизвестного солдата» о Великой Отечественной войне, уже тяжело страдая раком лёгких, вызванным его активным курением. Перенёс две операции. Завещал своей жене закончить фильм. В 1997 году он выступил инициатором создания первого в России детского телеканала под названием «Детский проект», но дефолт и последующая смерть отложили начало его вещания до 2000 года. Выступал также за создание телеканала «Культура».
По свидетельству Елены Санаевой, незадолго до кончины Быков принял крещение в православной церкви.
Скончался в Москве на 69-м году жизни 6 октября 1998 года. Церемония прощания состоялась в Центральном доме кинематографистов. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
В 2019 году к 90-летию со дня рождения Ролана Быкова на телеканале «Культура» состоялась премьера его документального фильма «Портрет неизвестного солдата». По просьбе Е. Санаевой фильм был завершён режиссёром Игорем Калядиным.
Отец – Семён Геронимович Гордановский (по паспорту Антон Михайлович Быков, украинец), сын поляка Геронима Константиновича Гордановского и чешки. Прошёл четыре войны. В Первую мировую бежал из австрийского плена, до 1919 года служил у Махно, Гражданскую закончил в 1-й Конной армии. В 1924-1926 годах служил разведчиком в ЧК и забрасывался в Германию под разными документами. Последние были на имя Антона Михайловича Быкова, его он взял в качестве официального. Был директором склада, директором спиртоводочного завода, администратором кинотеатра, замначальника химлеса, директором каракулеводческого совхоза. Во время Великой Отечественной войны вновь вызвался добровольцем на фронт. Позднее ушёл в другую семью.
Мать – Ольга Матвеевна Быкова (настоящее имя Элла Матусовна Ситняковская, 1904-1996), еврейка, дочь Матуса Шмулевича Ситняковского (1880-1938). После ухода мужа воспитывала детей одна.
Первая жена (в течение 15 лет) – Лидия Князева (1925-1987), актриса, народная артистка СССР (1970), лауреат Государственной премии РСФСР имени Н. К. Крупской (1975). В браке усыновили ребёнка Олега Роландовича Быкова (1958-2002).
Вторая жена – Елена Санаева (род. 1942), актриса, общественный деятель, народная артистка РФ (2022). Приёмный сын – Павел Санаев (род. 1969), писатель, актёр, режиссёр, сценарист.
Тесть – Всеволод Санаев (1912-1996), актёр театра и кино, педагог, народный артист СССР (1969), лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1967).