19 февраля 2015 09:30
Первая в мире женщина-капитан БМРТ, Герой соцтруда Валентина Орликова оставила память о себе на карте Мурманска. К 100-летию со дня рождения
Валентина Яковлевна Орликова родилась 19 февраля 1915 года в городе Сретенске Забайкальского края. В 1918 году с родителями переехала во Владивосток. Здесь выросла, окончила школу. Трудовую деятельность начал подручной судосборщика на заводе «Дальзавод». Одновременно училась во Владивостокском водном техникуме путей сообщений, на вечернем отделении, окончила 4 курса.
В 1932 году с родителями переехала в Москву. В том же году уехала в Ленинград. Работала чертежницей в конструкторском бюро Балтийского завода и училась на рабфаке кораблестроительного института, поступила в институт, но окончила только 1 курс. Заболела и вынуждена была вернуться к родителям. После выздоровления работала на строительстве канала «Москва-Волга», а осенью 1937 года восстановилась в кораблестроительном институте. После второго курса перевелась на судоводительский факультет Ленинградского института инженеров водного транспорта. Проходила практику на паруснике «Вега», наравне с мужчинами несла все матросские вахты, изучала штурманское дело. В мае 1941 года успешно окончила институт, но получить диплом помешала война.
С началом Великой Отечественной войны работала штурманом-практикантом на судне Балтийского пароходства. Участвовала в эвакуации раненых из Таллина в августе 1941 года. В феврале 1942 года сдала выпускные экзамены на инженера-судоводителя и получила диплом штурмана малого плавания. Получила направление в Северное морское пароходство, в город Архангельск. С августа 1942 года работал на теплоходе «Двина» 4-м штурманом, затем третьим помощником капитана.
Первый дальний рейс совершила в ноября 1942 года – январе 1943 года. После неудачной попытки пройти Северным морским путем теплоход «Двина» с грузом марганцевой руды совершил одиночный переход в США, через Исландию и Северную Атлантику. В апреле-июне 1943 года на теплоходе «Двина» совершила переход Нью-Йорк – Панамский канал – Сан-Франциско – Владивосток. В конце войны работала на линии Владивосток – США, сделала ещё три рейса. В конце 1944 года вернулась в Балтийское пароходство. Ходила старшим помощником капитана на европейских линиях: из Ленинграда в Швецию, Норвегию, Финляндию. В начале 1945 года получила диплом штурмана дальнего плавания. В 1946 году была переведена в Москву в Наркомат рыбной промышленности. Через год уехала на Дальний Восток. Пять лет работала капитаном китобойного судна «Шторм» в составе Курильской китобойной флотилии. Зимой буксировала сигары с лесом, а летом выходила на промысел. В 1950 году за освоение этого промысла в районах Дальнего Востока награждена орденом Трудового Красного Знамени.
В 1953 году снова вернулась в Москву, была приглашена на работу в Министерство рыбного хозяйства. Однако вскоре вернулась в море. В 1955 году приехала в город Мурманск. Стала первой в мире женщиной-капитаном большого морозильного рыболовного траулера. Поднялась на мостик БМРТ «Николай Островский». Через неделю промысла уже самостоятельно командовала спуском-подъемом трала. На «Николае Островском» брали по 25 тонн рыбы в сутки, больше в то время редко кому удавалось. Рейсовое задание перевыполняли в полтора раза. Позднее по одному выходу сделала на БМРТ «Салтыков-Щедрин» и «Златоуст».
В сентябре 1958 года приняла БМРТ «Новиков-Прибой». Не было случая, чтобы не справлялась с заданием, не выполнила государственный план, допустила аварию. Работала творчески: осваивала новые районы лова, искала возможности увеличить производственные мощности БМРТ, внесла предложения об организации перегрузки рыбопродукции в открытом море и в порту. Даже холодильные камеры загружались на её судах по-иному, рациональнее.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 марта 1960 года в ознаменование 50-летия Международного женского дня, за выдающиеся достижения в труде и плодотворную общественную деятельность Орликовой Валентине Яковлевне присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Более шести лет ходила на промысел на БМРТ «Новиков-Прибой». Последнее время водила в рейсы танкер «Пирятин». Имела авторитет грамотного промысловика, умелого судоводителя, опытного организатора и воспитателя моряков.
Уволилась из флота 4 февраля 1966 года и возвратилась в Москву. С 1969 вышла на пенсию – в 54 года. Но и после этого выходила в море на ходовые испытания судов. Участвовала в общественной жизни, помогала воспитывать молодежь на примере лучших традиций морского и рыболовного флотов. До последних дней жизни не теряла связи с Мурманом.
Злые языки распускали слухи о личной жизни Валентины Яковлевны, очень красивой женщины. Да, с этой стороны ее жизнь не устроилась. Во время работы на канале «Москва-Волга» вышла замуж за начальника участка, который был старше её на 12 лет. Но муж отказался отпустить ее на учебу в Ленинград, и она оставила его. В институте вышла замуж за студента Бориса Соченова. В августе 1940-го родился сын Саша. И снова все шло нормально, пока не собралась в море. Муж Орликовой плавал вторым помощником капитана на другом судне. Судьба сводила их очень редко… Сын оставался с бабушкой, без мамы и школу закончил. Только когда поступил в Мурманское высшее мореходное училище, стали встречаться чаще.
Скончалась 31 января 1986 года. Похоронена на Ваганьковском кладбище в Москве. Рыбаки Мурманского тралового флота установили на её могиле бронзовый бюст.
Ее именем названа улица в Мурманске, рыболовный траулер. На доме № 40 на улице Капитана Орликовой в Мурманске 6 июля 2005 года открыта мемориальная доска.