15 января 2022 09:08
Президент поздравил Следственный комитет России, который подчиняется только ему, с 11-й годовщиной со дня образования
Президент России Владимир Путин поздравил сотрудников и ветеранов Следственного комитета РФ с 11-й годовщиной образования ведомства и отметил, что оно доказало эффективность и стало одним из важнейших звеньев правоохранительной системы, соответствующая телеграмма опубликована на сайте Кремля.
"За прошедшее время Следственный комитет доказал свою эффективность, стал одним из важнейших, ключевых звеньев отечественной правоохранительной системы. Сохраняя и развивая сложившиеся в ведомстве традиции, вы находитесь на переднем крае борьбы с преступностью и коррупцией, твердо отстаиваете интересы государства, права и свободы граждан России", – говорится в телеграмме.
Путин подчеркнул, что эта ответственная работа требует исключительной компетентности, принципиальности, верности служебному долгу, так как от их профессиональных и личных качеств во многом зависят успешное решение стоящих перед ведомством задач, вера людей в торжество закона и справедливости.
15 января отмечается День образования Следственного комитета РФ. В этот день в 2011 году вступил в силу Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации», подписанный Президентом РФ Д.А. Медведевым 28 декабря 2010 года.
Впервые отделить следственное ведомство от других государственных структур решил Петр I. В 1713 году в России появились первые специализированные следственные органы – майорские следственные канцелярии, которые подчинялись непосредственно Петру I и разбирали дела о наиболее опасных деяниях.
Однако после смерти Петра I учрежденные им независимые следственные органы упразднили, а концепция вневедомственной модели организации следственных органов была надолго забыта.
С 1723 по 1860 годы расследованием преступлений занимались, по сути, неспециализированные судебные и административные органы – Главная полицмейстерская канцелярия, Сыскной приказ, нижние земские суды и основанные в 1782 году управы благочиния. Именно с этим периодом связывают зарождение и развитие в России так называемой административной модели организации следственного аппарата.
В 1860 году было принято решение вывести следственные органы из состава полиции и передать их в структуру судов. В 44 губерниях Российской империи были введены 993 должности судебных следователей. Этот этап развития института предварительного следствия связывается с зарождением судебной модели организации следственного аппарата в России.
После Октябрьской революции институт судебных следователей упразднили. В 1918 году был образован единый следственный отдел ВЧК. С 1922 года судебная модель постепенно начала вновь заменяться административной.
В 1928 году следственный аппарат был передан в прокуратуру РСФСР. Таким образом, в конце 1930-х годов институт судебного следствия, функционировавший в России в различных видах с 1864 года, бесповоротно прекратил свое существование. В стране окончательно утвердилась административная модель организации предварительного расследования.
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 20 июня 1936 года прокуратура и следствие были отделены от органов юстиции и перешли в исключительное подчинение прокурора СССР. В прокуратуре СССР был учрежден следственный отдел.
Дальнейшее развитие следственного аппарата связано исключительно с периодическими перераспределениями функции предварительного следствия между прокуратурой и органами внутренних дел.
Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1963 году в Министерстве охраны общественного порядка (позже – Министерство внутренних дел) было создано следственное подразделение. При этом часть штатной численности следователей прокуратуры была передана в МВД. К 1990 году в производстве следователей органов внутренних дел находилось свыше 90% уголовных дел, а следователей прокуратуры – всего 9,1%.
В апреле 1990 года I съезд народных депутатов СССР решил создать "союзный Следственный комитет". В 1993 году проект закона "О Следственном комитете Российской Федерации" был внесен на рассмотрение Верховного Совета России и одобрен в первом чтении. Однако роспуск Верховного Совета помешал принятию этого закона.
На протяжении последующего десятилетия реформированию следственных органов мешала нестабильная политическая ситуация в стране.
В 2007 году были приняты федеральные законы "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" и "О прокуратуре Российской Федерации". В соответствии с этими нормативными правовыми актами из компетенции прокурора были исключены полномочия по процессуальному руководству следствием, а следственный аппарат органов прокуратуры стал относительно самостоятельным ведомством.
На этом этапе вновь созданный Следственный комитет еще входил в систему органов прокуратуры, председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ в связи с занимаемой должностью являлся первым заместителем Генерального прокурора РФ, а работники Следственного комитета при прокуратуре РФ – прокурорскими работниками.
Окончательное восстановление петровской вневедомственной модели организации следствия произошло 15 января 2011 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 года "О Следственном комитете Российской Федерации". Закон установил, что руководство деятельностью вновь созданного следственного органа осуществляет президент РФ.