18 декабря 2021 11:31
Авария на буровой платформе "Кольская". Десять лет спустя
18 декабря 2011 года буровая платформа "Кольская" перевернулась во время сильного шторма в Охотском море. Из 67 человек, находившихся на борту, были спасены только 14.
Самоподъемная плавучая буровая установка (СПБУ) "Кольская" – нефтяная платформа, построенная в 1985 году финской судостроительной компанией "Раума Репола". Она имела треугольную компоновку с консолью и тремя независимыми ногами для закрепления на морском дне.
СПБУ поднимается в рабочем состоянии над поверхностью моря на колоннах, опирающихся на грунт. Колонны подвижны в вертикальном направлении относительно основного корпуса (понтона). На верхней палубе понтона и в понтоне располагается технологическое оборудование и средства жизнеобеспечения. Общая длина буровой установки "Кольская" (включая вертолетную площадку) составляла 69,25 метра; ширина (включая якоредержатели) – 80 метров; высота корпуса – 8,55 метра у диаметральной линии.
Порт приписки буровой платформы – Мурманск. Судовладельцем "Кольской" являлась компания "Арктикморнефтегазразведка" (АМНГР).
После постройки платформа долгое время работала в акватории Кольского залива, позже была сдана в аренду. После она была передана для работы на Сахалинском месторождении.
С лета 2010 года по весну 2011 года был проведен капитальный ремонт СПБУ "Кольская" под надзором двух классификационных обществ – норвежского DNV и Российского морского регистра судоходства (РМРС).
В августе 2011 года плавучая буровая установка была доставлена из Мурманска в Магаданский морской торговый порт. 26 августа два буксира провели платформу в Охотское море на Западно-Камчатский лицензионный участок шельфа для ведения работ по бурению и испытанию скважины "Первоочередная". В сентябре установка приступила к бурению скважины.
Планировалось в течение трех с половиной месяцев пробурить скважину глубиной 3,5 тысячи метров. После завершения работ на Камчатке установка должны была сняться с точки бурения и пойти выполнять работы по заказу совместного российско-вьетнамского предприятия "Вьетсовпетро".
После завершения предусмотренных контрактом работ по бурению и консервации скважины, 11 декабря 2011 года началась буксировка СПБУ "Кольская" с точки бурения на Сахалин в порт Корсаков. Буксировка осуществлялась ледоколом "Магадан" и транспортно-буксирным судном "Нефтегаз-55". На борту "Кольской" находилось 67 членов экипажа.
В течение пяти суток буксировка проходила в штатном режиме, но в ночь на 16 декабря погода ухудшилась. Ответственный за буксировку "Кольской" самовольно увеличил скорость движения, пытаясь обогнать циклон. На следующий день из-за превышения скорости на наружной обшивке корпуса установки образовались трещины. На платформу непрерывно стала поступать вода. К концу дня носовая часть установки накренилась.
Экипаж "Кольской" информировал руководство "Арктикморнефтегазразведки" о необходимости спуска опорных колонн на установке для увеличения устойчивости судна и перехода в режим дрейфования, но распоряжений о спуске колонн не последовало.
С 17 по 18 декабря под воздействием шквалистого ветра до 25 метров в секунду и волн высотой до 4-5 метров на платформе сорвало обтекатель носовой опоры. Из-за этого произошло затопление балластных цистерн, нарушилась герметичность водонепроницаемых закрытий на верхней палубе. Воды в машинное отделение поступало больше, чем могли откачать насосы. Осадка и дифферент судна увеличивались.
Практически спустя сутки руководство "Арктикморнефтегазразведка" дало указание опустить опорные колонны, но из-за крена этого сделать не удалось.
18 декабря в 9.45 (время местное), вопреки запрету руководства, капитан "Кольской" подал сигнал SOS, но он оказался сильно запоздавшим. Через три часа в 12 часов 46 минут СПБУ "Кольская" опрокинулась и затонула в Охотском море на глубине более 1000 метров. Катастрофа произошла в центральной части Охотского моря в 200 километрах северо-восточнее сахалинского мыса Терпения.
В первые часы после происшествия силами экипажей буксира "Нефтегаз-55" и ледокола "Магадан" были спасены и подняты на борт 14 человек. Морские суда продолжали поиск остальных людей, но работы осложнялись сильным волнением моря и порывистым ветром. К поисковой операции были привлечены два вертолета Ми-8 компании "Авиашельф" и самолет Ил-38 Тихоокеанского флота. В течение 18 декабря воздушные суда проводили разведку в районе происшествия, но поиски с воздуха результатов не дали.
19 декабря в поисково-спасательной операции в районе происшествия принял участие самолет Ан-74 Дальневосточного авиационно-спасательного центра МЧС России, который в течение нескольких часов осуществлял воздушную разведку акватории Охотского моря и поиск пропавших людей. Также осмотр местности с воздуха проводил вертолет Ми-8 МЧС России со спасателями на борту и необходимым подъемным оборудованием. В результате поисков была обнаружена пустая спасательная шлюпка с платформы "Кольская".
В дневное и ночное время осмотр морской акватории проводился четырьмя морскими судами. Поиск членов экипажа и пассажиров буровой платформы "Кольская" вели также промысловые и торговые суда, проходящие квадрат крушения. Многие из них изменили курс и направились в точку ЧП. 20 декабря в зоне чрезвычайной ситуации в поиске участвовали два судна, а также самолет Ан-74 и два вертолета Ми-8. Всего за три дня в ходе поисково-спасательных работ было осмотрено около 2,5 тысяч квадратных миль.
20 декабря в Мурманской области был объявлен днем траура по погибшим в Охотском море членам экипажа буровой "Кольская".
Активные поисковые работы продолжались до 23 декабря, когда поиск был прекращен в связи с приближением в район, где затонула буровая платформа "Кольская", глубокого циклона.
Из 67 человек, находящихся в момент крушения на платформе, 14 человек были спасены, тела 17 человек нашли во время поисково-спасательной операции. Еще 36 членов экипажа считались пропавшими без вести до 27 июля 2012 года, когда Первомайский районный суд Мурманска признал их погибшими. В конце августа 2012 года это решение вступило в силу. В числе погибших были жители Мурманской, Магаданской и Сахалинской областей.
В августе 2014 года на городском кладбище Мурманска был открыт мемориал в память о погибших членах экипажа буровой установки "Кольская". Кроме того, память погибших увековечили в "Зале памяти" мемориального архитектурного ансамбля "Маяк", где есть Книга памяти с именами погибших в мирное время моряков гражданского и военного флотов. По решению Мурманской городской администрации в эту книгу, символизирующую "спокойствие жизни на берегу" и "вечные ожидания тех, кто не вернулся из морей", внесены имена всех 53 погибших членов экипажа буровой платформы "Кольская".
По факту аварии было возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 263 Уголовного кодекса РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц), санкции которой предусматривают до семи лет лишения свободы.
В начале мая 2012 года Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) официально сообщила, что комиссия ведомства завершила расследование аварии с "Кольской" и сделала вывод, что причиной аварии стали: во-первых, принятие судовладельцем ОАО "Арктикморнефтегазразведка" решения на буксировку буровой установки в период действующего сезонного запрета на буксировку (ранее следствие выяснило, что "Кольскую" нельзя было буксировать в это время года); во-вторых, нарушение требований документов, определяющих порядок и объем подготовки "Кольской" к разовому перегону в зимнее время в зимней сезонной зоне со стороны судовладельца; в третьих, неудовлетворительное обеспечение безопасности морской буксировки буровой со стороны руководства АМНГР.
Также к трагедии привело и запоздалое решение со стороны должностных лиц АМНГР, находящихся на берегу и платформе, по прекращению буксировки, спасению находящихся на "Кольской" людей и началу спасательной операции.
Комиссия Ространснадзора передала результаты расследования в Следственный комитет РФ.
В рамках расследования уголовного дела о крушении плавучей буровой установки "Кольская" было проведено уникальное подводное обследование затонувшей буровой установки с применением глубоководного аппарата Triton. Допрошено около 200 свидетелей, потерпевших и должностных лиц различных государственных структур, произведены многочисленные обыски, выемки, осмотры документации, фото и видеоматериалов, свидетельствующих о техническом состоянии СПБУ "Кольская". Также проведено более 60 судебных экспертиз. В их числе сложная комплексная технико-эксплуатационная экспертиза, многочисленные судебно медицинские и ситуационные судебные экспертизы.
Объем материалов уголовного дела составил 28 томов.
В 2015 году в Мурманске начался судебный процесс. Обвинение было предъявлено двум руководителям ОАО "Арктикморнефтегазразведка": бывшему исполняющему обязанности главного инженера Леониду Бордзиловскому, а также бывшему исполняющему обязанности заместителя генерального директора по безопасности мореплавания Борису Лихвану. Они обвинялись по статье "нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц".
В декабре 2016 года бывшему следователю Дальневосточного следственного управления на транспорте СК РФ Виталию Фердеру было предъявлено обвинение в рамках дела о фальсификации доказательств по делу о крушении буровой платформы "Кольская" в 2011 году. Расследование данного уголовного дела велось давно.
Судебный процесс о гибели буровой платформы "Кольская" в Охотском море в 2011 году длился чуть меньше двух лет, в уголовном деле – более 70 томов.
3 мая 2017 года Первомайский суд Мурманска приговорил бывших и.о. руководителей компании "Арктикморнефтегазразведка" (АМНГР) Бориса Лихвана и Леонида Бордзиловского к шести годам заключения каждого.
Кроме того, после освобождения Лихван и Бордзиловский не смогут три года работать в сфере эксплуатации морского и речного транспорта.
Суд пришел к выводу, Лихван и Бордзиловский не проконтролировали безопасность прохождения морского каравана и допустили, что при буксировке платформы на ней, вопреки регламенту, оставались "лишние" рабочие. Согласно приговору, платформа не была заранее подготовлена к штормовым условиям, а сигнал SOS был подан слишком поздно, что не позволило находившимся поблизости спасательным службам и судам быстро прийти на помощь.
Оба подсудимых не признали себя виновными. По их мнению, ответственность за гибель людей лежит на бывшем заместителе генерального директора АМНГР Василии Васецком и гендиректоре АМНГР Юрии Мелехове и других руководителях, которые приняли решение буксировать платформу зимой.
Васецкий и Мелехов проходили по делу свидетелями.
В итоге, приговор оказался даже жестче наказания, на котором настаивала прокуратура (5,5 лет колонии поселения).