22 ноября 2015 10:33
Первая партия автомобилей «Запорожец»: «горбатому – 55 лет
22 ноября 1960 года с конвейера Запорожского завода «Коммунар» на Украине (позже – «Запорожский автомобилестроительный завод») сошла первая промышленная партия автомобилей «Запорожец» – ЗАЗ-965. Образцом для этого «народного автомобиля» послужил итальянский «FIAT 600», разработанный талантливым конструктором Данте Джакозой.
Перекроенный и «доведенный до ума» конструкторами Московского завода малолитражных автомобилей (будущий АЗЛК), «горбатый», как его называли в народе, получился в целом прочным и экономичным, обладал хорошей проходимостью при гладком днище, приличной загрузке ведущих колес и небольшой собственной массе. Первый «Запорожец» на год своего появления стоил 16 тысяч дореформенных советских рублей, и первая партия машин вмиг разошлась по заждавшимся «очередникам», готовым простить все его недостатки.
После денежной реформы 1961 года ЗАЗ-965 стал стоить примерно 1600 рублей. Довольно быстро советский «народный» автомобиль снискал славу неприхотливого и ремонтопригодного автомобиля. Кстати, известна машина была не только в СССР, но и за границей, где она продавалась под брендом «Yalta».
На этой же базе завод стал выпускать и так называемые «инвалидки» – модификацию ЗАЗ с измененными механизмами управления.
«Запорожец» выпускался в первоначальном виде вплоть до 1962 года, а дальше эта машина была модифицирована в другие модельные ряды. 19 сентября 2008 года Запорожский автозавод завершил выпуск автомобиля ЗАЗ-1103 «Славута» – последнего потомка «горбатого» ЗАЗ-965.
Прекратить производство «запорожца» вынудили автопроизводителя экологические требования Евросоюза, в который стремилась попасть Украина.