23 декабря 2014 09:42
23 декабря – День дальней авиации ВВС России
Профессиональный праздник учрежден всего 15 лет назад – в 1999 году – приказом главнокомандующего ВВС России генерала армии А.М.Корнукова.
Основанием для выбора даты Дня стали два исторических факта.
23 декабря 1913 года первый испытательный полет осуществил тяжелый четырехмоторный бомбардировщик «Илья Муромец» авиаконструктора И.И.Сикорского. А ровно через год, 23 декабря 1914 года, указом императора Николая II было утверждено постановление Военного Совета о формировании эскадры таких самолетов – первого в мире авиасоединения тяжелых бомбардировщиков, от которого берет свое начало Дальняя авиация России. За годы Первой мировой войны экипажи эскадры выполнили около 400 боевых вылетов на разведку и бомбардировку объектов противника.
После Октябрьской революции на вооружение Дальней авиации был принят бомбардировщик ТБ-3, спроектированный под руководством Андрея Туполева, а вскоре и спроектированный Сергеем Ильюшиным двухмоторный дальний бомбардировщик ДБ-3. В 1940 году соединения и части тяжелых бомбардировщиков вошли в созданную Дальнебомбардировочную авиацию Главного командования Красной Армии. К началу Великой Отечественной войны она включала пять авиакорпусов, три отдельных авиадивизии и один отдельный авиаполк.
5 марта 1942 года дальнебомбардировочная авиация была преобразована в авиацию дальнего действия (АДД). Основным боевым самолетом АДД стал самолет Ил-4. В 1942 году АДД получила от промышленности 650 новых самолетов Ил-4, Ер-2, Пе-8, Ли-2. В годы Великой Отечественной войны дальнебомбардировочная авиация принимала участие во всех крупных операциях Красной Армии, выполняя специальные задания.
После войны на вооружение Дальней авиации (ДА) СССР была принята реактивная техника – дальние бомбардировщики Ту-16, стратегические Ту-95 и ЗМ. Экипажи ДА приступили к освоению Арктики. В 1961 году на вооружение ДА поступили сверхзвуковые дальние бомбардировщики Ту-22 и ракетоносцы Ту-16К, Ту-95К. В 1980 году были сформированы три воздушные армии Верховного Главнокомандования – 46-я (Смоленск), 24-я (Винница) и 30-я (Иркутск), а командование ДА было упразднено. Четыре дивизии вошли в состав 37-й воздушной армии Верховного Главнокомандования (стратегического назначения). В 1970-1980-е годы дальнебомбардировочная авиация пополнилась авиационными комплексами Ту-22МЗ, Ту-95МС и Ту-160, вооруженными крылатыми ракетами большой дальности. В 1998 году ДА была преобразована в 37-ю воздушную армию Верховного Главнокомандования (стратегического назначения). Сегодня дальняя авиация России является главной ударной силой ВВС.
Выполнение полетов по плану стратегического сдерживания станет основной задачей дальней авиации Военно-воздушных сил России в 2015 году, сообщил журналистам во вторник представитель пресс-службы Минобороны по ВВС полковник Игорь Климов.
"Основная задача в 2015 году – выполнение полетов по плану стратегического сдерживания в удаленные географические районы на полный радиус действия стратегических бомбардировщиков, в том числе с дозаправкой топливом в воздухе", – сообщил Климов.
Он добавил, что в этом году план по налету дальней авиации ВВС выполнен на 100%, а средний налет на все экипажи составляет 130 часов.
Среди приоритетных направлений гособоронзаказа на 2015 год Климов выделил получение с предприятий промышленности модернизированных самолетов Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3, отметив, что все они будут оборудованы новыми комплексами и системами, которые значительно увеличат боевой потенциал дальней авиации.
В последнее время были возобновлены полеты самолетов дальней авиации по плану стратегического сдерживания. Стратегические бомбардировщики Ту-160 выполнили посадку на аэродромах стран Карибского бассейна (Венесуэла, Никарагуа). Благодаря использованию самолетов-заправщиков с аэродромов Северной Африки (Египет) и Юго-Восточной Азии (Вьетнам) самолеты дальней авиации РФ достигли акваторий Средиземного и Южно-Китайского морей.