23 апреля 2015 13:00
Как эсминец Северного флота «Карл Либкнехт» потопил немецкую подлодку. Один день в истории
70 лет назад, 23 апреля 1945 года, эсминец Северного флота «Карл Либкнехт» потопил немецкую подводную лодку U-286.
Справка.
Эскадренный миноносец «Карл Либкнехт» (до 13.07.1926 г. «Капитан Белли») был заложен 28 июня 1913 года в Санкт-Петербурге, спущен 23 октября 1915 года. После спуска на воду был законсервирован и сдан в Кронштадтский порт на хранение. Вступил в строй только 3 августа 1928 года и вошел в состав Морских сил Балтийского флота.
26 июля 1933 года убыл по Беломорско-Балтийскому каналу на Север – в Мурманск, и 21 сентября 1933 года вошёл в состав Северного флота. Участвовал в советско-финляндской войне, обстреливал укрепления противника на полуостровах Рыбачий и Средний в декабре 1939 года.
22 июня 1941 года встретил под командованием старшего лейтенанта П.М.Гончара, находясь в капитальном ремонте на заводе № 402 в Молотовске (Северодвинск). Ремонт затянулся, и эсминец принял участие в боевых действиях только с ноября 1944 года. Занимался эскортированием внешних и внутренних конвоев.
22 апреля из Линахамари в Кольский залив вышел конвой ПК-9 в составе транспорта “Онега” под эскортом эсминцев “Карл Либкнехт” (под флагом командира конвоя – начальника штаба эскадры капитана 1 ранга А.М.Румянцева), “Дерзкий”, “Жесткий”, “Достойный”, двух тральщиков типа AM, шести охотников тина БО-2 и четырех торпедных катеров. У Айновых островов к конвою подошел норвежский транспорт “Idefjord” под эскортом норвежского корвета и трех норвежских тральщиков.
23 апреля в 6 ч 18 мин эсминец “Карл Либкнехт” в 12,5 милях к NW от мыса Цып-Наволок обнаружил и атаковал подводную лодку пятью сериями глубинных бомб. По этой же лодке сбросили глубинные бомбы эсминец “Дерзкий” и БО-131. Результатов атаки не наблюдали. Позднее было установлено, что в этом районе находилась подводная лодка U-481.
В 8 ч 23 мин “Карл Либкнехт” обнаружил подводную лодку внутри эскорта конвоя и сбросил на нее две серии глубинных бомб. К атаке подключился БО-225. На месте бомбежки наблюдали воздушные пузыри, державшиеся на поверхности воды 10-15 минут, что давало основание предполагать, что лодка применяет маскирующее средство (по архивным данным лодка U-481).
В 8 ч 41 мин транспорт “Idefjord” был торпедирован, торпеда взорвалась в носовой части. Судно осталось на плаву, но команда покинула корабль на спасательных шлюпках. В последующем было установлено, что транспорт торпедировала лодка U-997.
В 8 ч 43 мни эсминец “Жесткий” обнаружил перископ подлодки и атаковал ее глубинными бомбами. В 8 ч 47 мин командир конвоя приказал тральщикам Т-115 и Т-116 подойти к транспорту “Idefjord” и взять его на буксир.
В 8 ч 49 мин с эсминца “Карл Либкнехт” был замечен след торпеды слева за кормой на дистанции 0,5 кб. Эсминец круто повернул вправо и увеличил скорость. По следу торпеды был открыт огонь из крупнокалиберного пулемета для показа ее хода другим кораблям конвоя.
В 8 ч 50 мин транспорт “Онега” был торпедирован, торпеда взорвалась в средней части судна, носовая часть затонула сразу. Команда транспорта перешла в шлюпки. В последующем было установлено, что транспорт торпедировала подлодка U-997.
В это время “Дерзкий” обнаружил перископ подводной лодки и атаковал ее глубинными бомбами. В 8 ч 57 мин “Онега” затонула. Из 44 человек команды спасено 35.
В 9 ч 06 мин эсминец “Карл Либкнехт” обнаружил лодку и сбросил на нее остаток глубинных бомб. В 9 ч 10 мин на курсовом угле 45˚ правого борта в расстоянии 50 м от сорта эсминца “Карл Либкнехт” была обнаружена подводная лодка, всплывающая с дифферентом на нос, с разбитой рубкой и погнутыми перископами. Эсминец открыл огонь по лодке, выпустив 16 102-мм, 17 37-мм снарядов и 22 12,7-мм патронов. Наблюдалось прямое попадание в корпус лодки 102-мм снаряда. В 9 ч 11 мин лодка затонула, оставив на поверхности большое масляное пятно. По подтвержденным данным, в этом районе погибла подлодка U-286.
Команде транспорта “Idefjord” было приказано вернуться на судно.
В 9 ч 40 мин эсминец “Карл Либкнехт” подошел к транспорту “Idefjord” и высадил десять краснофлотцев для приемки буксира. У борта судна уже стояло два норвежских тральщика. Командир конвоя по просьбе капитана транспорта приказал норвежским тральщикам буксировать судно в Кольский залив. В 10 ч 30 мин норвежский тральщик взял судно на буксир и новел его со скоростью 2 уз. Корабли эскорта построили ордер, и пошли в Кольский залив.
С 11 ч 20 мин до 12 ч 12 мин эскорт четыре раза обнаруживал немецкие подводные лодки и атаковал их глубинными бомбами. Результатов атак не наблюдали.
В 13 ч 03 мин эсминец “Достойный” четыре раза атаковал по надежному контакту немецкую подводную лодку. На месте взрыва глубинных бомб всплыл аварийный лесоматериал, и образовалось масляное пятно. “Достойный” по центру масляного пятна сбросил две серии глубинных бомб и дал два залпа реактивным бомбометом. Всего было израсходовано 60 глубинных бомб и 96 реактивных снарядов.
В 14 м 23 мин эсминец “Жесткий” и охотник БО-228 получили контакт с лодкой и сбросили на нее большие серии глубинных бомб. Результатов атаки не наблюдали. В 17 ч 48 мин конвой прибыл в Кольский залив.
В 1954 году эсминец «Карл Либкнехт» использовался как опытный корабль для определения степени разрушений от подводных ядерных взрывов у островов Новая Земля, был поврежден, но остался на плаву.
3 июня 1956 года исключен из состава ВМФ СССР. Корпус с надстройками использован как плавпричал в устье реки Черная (Новая Земля).